Тайцзицюань стиля Ян
Путь совершенства беcконечен. Дорогу осилит идущий. Я знаю, что я ничего не знаю.

Словарь терминов


Ань - усилие применяемое в дисциплине Туйшоу. По своей траектории должно сразу посадить вашего противника вниз.

Гунфу Кунфу. (кто как слышал). В простонародии мастерство. надо отметить что в самом Китае под понятие мастер заключается другое понятие нежели у европейце. в Китае мастер - это мастер водопроводчик, мастер водитель, в общем мастер во многих областях, а не только в спорте, как у европейцев. – мастерство, приобретается долгим , упорным и кропотливым трудом.


Гунбу – «шаг лука». Одна из стоек применяемых не только в тайцзицюань, но и в других дисциплинах и разновидностях боевых искусств. попросту передняя стойка.


Гэньбу – приставной шаг, при котором, в том или ином случае вам надо неожиданно сохранить равновесие для смены той или иной позиции. На приставном шаге один очень известный китайский мастер тайцзицюань построил свою технику, которую его продолжатели и ученики назвали в его честь. Хотя сам мастер говорил, что он всю свою жизнь изучал стиль ян. имя этого мастера широко известно и в Китае и в кругах изучающих тайцзицюань - это Сну Лутань.


Дань тянь – про это столько существует сказочных и мифических выражений, что голова не только может пойти кругом, но, что еще печальнее. очень сильно уводит изучающих в сторону от правильного понимания что к чему. Если говорить на русском языке, то это область низа живота, соответственно при этом надо понимать. что систему дан тяня, или еще говорят нижний дан тянь, входят еще целый ряд составляющих. сюда же относятся тазобедренные суставы, сюда же относится копчик, причем весь а не один его нижний позвонок, сюда же включается и часть поясницы. что же касается до всех эзотерических трактовок. то надо помнить, что для китайцев легко и понятно, то для нас, европейцев темный лес.


.


Динцзинь – на русском языке - это макушечное усилие. надо отметить. что шейно - макушечное усилие существует не для того что бы оно вам работало только в шее и подпирало, как говорят некоторые макушку или еще, не ведомо что. Шейно - макушечное усилие активирует, как плечевое кольцо, так и весь позвоночник. за счет этого и срабатывают дальнейшие принципы, применяемые в тайццзицюань стиля ян, чень, су, У и других.




И – намерение, воля, сознание. Объект внутренней работы в Тайцзицюань. 1. Осознание действия. В «Тайцзицюань лунь» говорится: «Используйте волю, не используйте (грубую) силу», «Воля доходит, ци доходит». 2. Инструмент управления движениями всего тела. Обычно говорится: «Воля и энергия – государь, кости и мышцы – подданные». К этому слово блудию надо добавит то. что мысль порождает движение и она же, мысль, закрепощает движение. В настоящее время пришло понимание. что все эти эзотерические названия можно пояснить простым русским языком, а главное, рассказать и показать так, что даже у начинающих приходит понимание, как и за счет чего все это складывается и работает









Куа - на сегодняшний день существует мнение что куа, это усилие тазобедренного сустава. как и за счет чего это делать, можно показать и рассказать и личной встрече.




Люй - одно из усилий , применяемых в тацзи. Обычно это усилие объясняют как направление движения в сторону и вниз. Это современные трактовки. У старых мастеров усилие люй трактуется значительно шире. как следствие, освоение данного усилия, как в прочем и остальных, требует от занимающихся определённой подготовки.








Пэн, – отражение. Одно из базовых видов усилий в Тайцзицюань.Данное усилие в настоящее время достаточно сильно исковеркано, т е исковеркано техническое понимание этого усилия. даже само понятие отражения трактуется многими инструкторами по разному. Самое распространенное, что это отражение нападения, и может быть как атака. на самом деле на много и проще и сложнее. приведу пример, как усилие пен трактуется таким известным мастером как Вей Шужен: вы принимаете усилие противника, он проходит через ваше тело с верху в низ, и через ваши ноги, ударяется о землю, отразившись от земли, оно поднимается на верх через ваши ноги, проходит по телу, выходит через ваши руки в противника. Отсюда и трактовка действия усилия, что оно отражение, и отбрасывает противника от вас с низу вверх и в перед.


Саньда,».

1. Свободный поединок.










Таолу – формальный комплекс.. В китайских ушу большое значение придается тренировочному методу отработки боевых движений без партнера,




Туйшоу – парные упражнения в Тайцзицюань, имеющие цель развитие усилий – цзинь в тайцзицюань и закладывание основ боевого применения.




Фа цзинь – выброс силы, усилие выброса, взрывное усилие. является ключевым понятием для боевого применения движений в тайцзицюань.





Цай, – срыв, усилие срывания.надо понимать не в буквальном смысле. как это наблюдается у многих занимающихся. как правило люди хватают противника и в прямом смысле пытаются оторвать ему руку. усилие срывания, у китайцев имеет другой смысл, нежели у европейцев. Это усилие включает в себя два действия. почему7 вот как мне пояснил это китаец. вы срываете живо растущий цветок, и кладете его в букет или еще куда то. вы срываете с яблони яблоко и кладете его в корзину, и так далее, совокупность этих действий и есть усилие срывания.





Цигун – вокруг этого термина существует так же, очень много разного рода сказочных пояснений. Скажу так, при очень глубоком рассмотрении перевода получилось следующее звучание перевода этого термина : Надо создать такие условия в вашем теле, при котором ци будет двигаться свободно. т е, не вы управляете движением ци, а вы создаете определенные условия в своем теле для свободного перемещения энергии.


Циньна Чин на, есть разные звучания . Данная дисциплина являлась ранее неотъемлемой частью при изучении тайцзицюань. Для простоты понимания, это изучение принципов работы захватов и освобождения от захватов. – заломы и захваты. Раздел боевой техники в тайцзицюань, который, в свою очередь, подразделяется на воздействия на физиологически активные точки, захваты и зажимы мышц и сухожилий, заломы и выкручивание суставов.


Цзецзинь 1 (??) – пресекающее усилие. 1.Блокирование атакующей силы противника. Обычно это удар по конечностям противника, направленный по диагоналям или вертикально. 2. Жесткая атака после нейтрализации и проваливания силы противника в пустоту. 3. Встречный удар любой частью тела в момент, когда атака противника только начинает развиваться и не набрала полную силу.


Цзецзинь 2 (??)- заимствующее усилие. Использование силы противника против него самого.


Цзецзинь 3 (??) – переходное усилие. Чтобы при переходе от одного движения к другому между ними не возникало остановок, применяется переходное усилие


Чабу – «втыкающий шаг». Форма шага в тайцзицюань. Одна нога становится («втыкается») позади другой.


Чаньсы, чаньсыцзинь – усилие наматывания, усилие спирального скручивания. Центральное понятие в Чэньши тайцзицюань. Все движения в тайцзицюань идут по спиральной траектории. Внешний признак чаньсыцзинь это вращение кистей и стоп вокруг собственной оси внутрь (к центральной оси тела), т.е. шунь, или наружу от оси тела, т.е. ни. Если двум людям взяться за руки и одному из них повернуть ладонь в сторону мизинца, то это будет скручивание в фазе шунь, т.е. центростремительное усилие, у оппонента ладонь повернется в сторону большого пальца, это будет скручивание в фазе ни и, соответственно, центробежное усилие. Также и со стопами, если стопа поворачивается в сторону мизинца, то это будет фаза шунь, если в сторону большого пальца, то это будет фаза ни. На самом деле чаньсыцзиньэто внутреннее усилие, которое не очевидно внешне. Если запястье скручивается в фазе шунь и кисть вращается в сторону мизинца с центростремительным усилием, то локтевой сустав будет скручиваться в фазе ни с центробежным усилием, иначе проявится «болезнь» «поднятые локти», плечевой сустав при этом должен скручиваться также в фазе шунь, т.е. с центростремительным усилием. Чаньсыцзинь это не просто линейный поворот вокруг своей оси рук или ног, это именно спиральное скручивание не заметное извне.


Чжоу, чжоуцзинь – локтевое усилие. Одно из базовых усилий в тайцзицюань. Удар локтем используется на близкой дистанции, несет большую разрушительную силу. В старину говорили: «Лучше получить десять ударов ладонью, чем один локтем». В тайцзицюань существует большой арсенал техник ударов локтями, всего насчитывается 24 разных способа локтевых усилий. Например: тяо чжоу (восходящий удар локтем), я чжоу (давящий локоть), мо чжоу (локоть – жернов), аолуань чжоу (ломаный локоть),чуаньсинь чжоу (локоть, пронзающий сердце) и др.


Чжундинцзинь – усилие срединного постоянства. Одно из основополагающих усилий в тайцзицюань. При выбросе силы вперед, обязательно должно быть оседание назад; при отходе назад, обязательно нужно атаковать вперед; при взгляде влево, обязательно нужно видеть справа и наоборот, движение левой руки или ноги должно быть видно правым глазом и наоборот, т.е. любое действие должно быть уравновешено. Переход от пустого к полному (см. сюй – ши) проходит через срединное постоянство. «Тайцзицюань это весы». Подобная центрированность в движениях как у весов является сутью усилия срединного постоянства.


Чжэньцзяо – сотрясение стопы. Метод ног в тайцзицюань. При выполнении одна стопа стоит на земле, другая стопа поднимается и с топаньем всей подошвой опускается на пол. Чжэньцзяо тренирует объединение в одно целое внутреннюю и внешнюю энергию всего тела.


Чжэцаньцзинь – усилие сгибания – складывания. Одним из самых важных способов работы туловища является сгибание и складывание в груди и пояснице. Точки таньчжун (на передней средней линии груди на уровне 4-го межреберья) и минмэнь (между 2-м и 3-м отростками поясничного отдела позвоночника) находятся в постоянном движении. Если грудь раскрывается (точка таньчжун выпячивается вперед, сгибается), то поясница сжимается (точка минмэнь втягивается, складывается) и наоборот, если грудь сжимается (точка таньчжун втягивается, складывается), то поясница раскрывается (точка минмэньвыпячивается, сгибается). Эта подвижность в груди и пояснице является следствием внутреннего вращенияданьтянь (см.)


Шунь – центростремительное усилие скручивания. (См. чаньсыцзинь).


Шуньбу – «попутный шаг». Форма шага в тайцзицюань, при котором взаимодействуют одноименные расположенные спереди или сзади рука и нога.