О преподавании и передачи знаний в Тайцзицюань и Цигун.
Хочу сразу оговориться. Что это не просто умозаключения, это не критика тех или иных школ. Это анализ положения дел в преподавании Тайцзицюань и Цигун, как у нас в Москве, да и не только. Так же, сразу оговоримся, что опускаем тех, кто занимается Тайцзицюань в спорте. Спортивная сторона то же называет себя традиционными, и если смотреть на это, как на то, что тайцзи было создано в Китае, и поэтому это традиционное, то с этим можно согласиться.
Речь пойдет о том, точнее о тех, кто ездил к кому то в Китай на обучение, или не ездил, о том, или о тех. кто самостоятельно занимался изучением Тайцзицюань и Цигун и стал в последствии пытаться преподавать эти дисциплины, о тех. кто попадал на обучение к тем людям, которые считаются китаеведами. а поэтому считается, что они уж точно знают что к чему. В общем, о разного рода преподавателях этих уникальных дисциплин тайцзицюань и Цигун.
Лично я начал знакомиться с этими дисциплинами в конце восьмидесятых. На сегодняшний день я вижу, что то, что привозилось тогда и что дается сейчас, очень сильно отличается друг от друга. Китайцы. Которые в то время везли нам сюда эти знания, очевидно были заинтересованы, и как в рекламе своих традиционных дисциплин, так и в их продолжении. Хотя справедливости ради, кто то может сказать, что и тогда это было не совсем так. В то время лично я не у кого не видел, например низких стоек в исполнении формальных комплексов. Даже, когда проходили те или иные мероприятия, причем на больших аренах, то и так. Все было. Как у мастеров Китая. Впоследствии даже на некоторых каналах, когда только начиналась пропаганда на телевидении ушу и тайцзи, там то же было видно, что ту же 24 форму люди исполняли в естественных позициях. Когда я примерно в 96 году вернулся К поиску наставника по тайцзицюань то со мной произошел курьезный случай. Я увидел объявление, что производиться набор для занятий Тайцзицюань стиля ян. На тот момент я знал две формы 24 и 37. Я прошел по адресу, который был указан в объявлении. Там я увидел. Что девочка подросток, под китайскую музыку, исполняет какую то форму. Женщина – инструктор предложила мне показать, что я умею, когда я показал ей 24 форму, она была сильно удивлена тем, что увидела и сказала мне, что ни когда такого не видела, что может быть это какой- то старый или староманостырский стиль. Я мол не берусь судить, так как сама я не очень хорошо это знаю, а порекомендовала мне пойти к знающему человеку. Вот так я попал к знающему человеку, который преподавал стиль У. Это был человек, который считается китаеведом, хорошо знает китайский язык, много времени проводил, и проводить в Китае. Зовут этого человека Андрей Милянюк. Это было примерно в 2002 году.
Надо отметить, что я пришел к Андрею с серьезной проблемой по здоровью, но об этом позже. Для меня многие вещи стиля у были. На тот момент, не совсем понятны, и естественно, приходилось сильно напрягаться. Что бы, что то понять и осмысленно сделать. На это, на первом этапе уходило много сил, приходя домой после занятий, я часа два отдыхал, лежа на диване. Постепенно я втянулся, стало легче. На первом этапе, я задавал много вопросов, как старшим ученикам, и самому Андрею. Для себя я отметил, что даже между старшими учениками и самим Андреем есть разночтения того, что преподается. Я напрямую спросил у Андрея, почему сам Андрей дает так, а его сподвижники по-другому и по-разному, на что получил ответ, пита, ну на то они и ученики. Если опустить ряд вещей, то можно отметить следующие. За время занятий я получил очень хороший комплекс цигун который тогда называли комплекс У Тунаня, получил две формы с мечом, одну с цзянем, вторую с Дао. Формы стиля. У диньша, леньша и даже сяо цзя. Скажу честно, что именно получил, то есть были заучены те или иные геометрические движения и не более. Осмысление всего пришло намного позже, когда я всё-таки ушел от Андрея. Я уже в других своих работах говорил почему. За годы занятий, а это почти 10 лет, я постоянно слышал только три вещи: расслабьте плечи, расслабьте поясницу. Подвести макушку, поверхностно, за весь период занятий нам только дважды дали общее поверхностное ознакомление в понимании Усилия. Я ни чего не обвиняю этого человека, дал, что мог, и как мог. Да, нам привозили и показывали тех или иных мастеров из Китая. Даже был прямой ученик у Тунаня. Да, на тот момент это всё удивляло и впечатляло, Но спустя энное время. Когда стали прорисовываться определённые знания, я стал для себя отмечать, что не все так, как говориться, стал это пробовать на практике, за что получил строгое замечание от самого Андрея, мол, не делай так больше, не показывай то и то-то людям, спросил почему? Ответ – рано им это показывать еще. Видя. Что больше ни чего нового я там не узнаю, я ушел от Андрея и сталь заниматься самостоятельно.
Когда я стал заниматься самостоятельно, то первое время еще присутствовали так называемые эйфорические навыки. То есть. Сильное погружение в так называемое состояние энергии и всего тог, на что в начале обучения ориентируют многих учеников. И на протяжении нескольких лет. Я занимался именно этим, качал ци. И всё. Что было связано с этими эзотерическими понятиями. Да. Я делал базовую форму стиля У и на лево и направо, и комплекс У Тунаня, и две формы с мечом, и крутил кисть, в общем действий было много, в среднем, на занятия уходило не меньше трех часов. Кто то скажет, так это ведь хорошо! Может и так, но все, по порядку. Занимаясь самостоятельно. Я познакомился с одним человеком, который предложил мне пойти в российскую федерацию ушу для аттестации инструкторов, на право преподавания тайцзицюань. Проходя аттестацию, я познакомился с Куприяновой Т.В. и Музруковым Г.Н. да я получил право на преподавание от Федерации ушу России. Но я сказал, что про спорт говорить не будем.
Продолжая самостоятельные занятия, я решил изучить так называемую длинную форму тайцзицюань стиля ян. И скорее всего с этого и начался мой новый этап в изучении тайцзицюань. Да и цигун то же.За основу была взята книга известного мастера. Фу Чжун Веня, если правильно называю. Это и была отправная точка. В чем тут дело. Изучая. Как мастер распределял информацию в книге, я для себя отметил. Что там практически нет эзотерики. надо отметить что параллельно. Я прорабатывал и книгу вей шужена, это дало очень интересный симбиоз. И вот почему. Вей шужен, и Фу Чжунвень, передавали материал практически одинаково, а главное, на доходчивом языке. Четко выстроенная система очередности в подходе к изучению как принципов тайцзицюань у Вей Шужена, и последовательность и тонкости, на которые надо обратить внимание у фу Чжунвень, давали понимание. ЧТО!!! И КАК!!! В своём изначалье, я конечно. Как и все, просто пытался понимать геометричность движений набора форм в комплексе.
Работая параллельно и с книгой и того, и другого мастера, я отметил для себя, что погружаясь в простоту понимания и идя путем от тела, я стал, как мне казалось постигать вещи, которые в трактатах обозначались теми или иными эзотерическими вещами. Для проверки, правильно я что то понял или нет, я те или иные технические вещи стал проверять на людях. Поначалу на тех, кто ходил ко мне заниматься, потом на тех, кого не знал вообще. Главной целью этих проверок было то. Что бы это работало в буквальном смысле и реальных, а не подставных условиях. У меня произошло знакомство с человеком, который долгие годы изучал прикладной аспект боевых искусств. Причем познакомились мы с ним на занятиях у Андрея. Человека зовут Сергей. Сергей в первый же день своих занятий у Андрея показал. Что он может легко справиться с тем, что демонстрировал на тот момент Андрей, но пожалел репутацию Андрея и поддался немного ему.
С такими, как Сергей хорошо всё проверять. Так как он не дают поблажек, а тем более играть в поддавки. На сегодняшний день мы с Сергеем полностью все проверяем на реальной практике, как между собой, так и с другими представителями других школ. Да, надо честно отметить, что Сергей в своих комментариях употребляет те, или иные эзотерические термины, но!!! Когда к нам кто то приезжает, для тех, или иных проверок, то Сергей показывает и объясняет те или иные вещи с точки зрения эзотерики, я, после него показываю и объясняю то же самое, но простым русским языком и с точки зрения простой механики, то есть от движения тела. Но людей удивляет то, что при разности комментариев, результат один и тот же – как написано в трактатах.
К чему я вел такое подробное предисловие? Для того, что бы людям было понятнее всё, что будет излагаться далее.
Примерно четыре года назад, я познакомился с человеком, который 13 лет ездил в Китай и там пытался изучать тайцзицюань. При личной встречи в первом же разговоре мне было понятно, что человек, как и я ищет, и его не устраивает то, что происходило и в школе, в которой он занимался и в тайцзицюань вообще. Этот человек стал ходить ко мне заниматься и начал для себя находить ответы на вопросы, на которые его бывший наставник, отвечал, как и многие, тренируйся и тогда может быть, что и получиться. К слову сказать, в своё время, я такое же слышал и от Андрея, задавая ему те, или иные вопросы.
На этом этапе занятий я заметил много школ, которые, или иначе, трактовали то, что описывалось в трактатах. При этом каждая из этих школ. трактовала эти принципы по своему. Но что их всех объединяла, так это то, что они, зацикливались на буквальных значениях тех. Или иных переводах, тех или иных техник, и принципов применяемых в тайцзицюань. Что бы было понятнее можно привести пример такой известной всем занимающимся дисциплины как туйшоу. В большинстве переводах это звучит, как толкающие руки, к слову сказать, в начале моего пути, я слышал это как – липкие руки. Так вот, толкающие руки, значит и толкаются руками. Самое интересное, что это стало и у родоначальником культивироваться так же. Весь интернет забит соревнованиями по туйшоу, где люди в прямом смысле этих слов ТОЛКАЮ друг друга РКАМИ!!! В результате всё это свелось к обыкновенному толканию на ковре с элементами борьбы, с грубыми бросками или что то в этом роде. Хотя у представителей старых школ, которых я приводил выше, данное искусство работало на раз. То есть коснулись друг друга и кто, то из противником отлетал в сторону без видимых тяжелых напряжений толкающего. Почему? Вот это и есть то, что называется традиционное тайцзицюань.
В чем причина? Причина, например в том, что как я видел и слышал в одной из школ, что они тайцзицюань, а как они говорят, таолу. Изучают как просто форму, а туйщоу, отдельной дисциплиной от тайцзицюань. И само туйшоу, градируют, на мягко говоря. Разные непонятные аспекты. В этой школе, в отличии от действительно традиционных школ, в место 4 базовых усилий, существует 100 с лишним, В другой школе считают. Что в тайцзицюань. Нужно изучать туйшоу, посредством слушания силы противника, а таолу делать вообще не надо. И таких своеобразных примеров не мало. Самое интересное в том, что современное веяние привело к тому, что сами родоначальники привозят подобные примеры и в Россию. И далее. Почему так происходит? Ответ на этот вопрос заключается в том, что на постижения определённых принципов требуется: время, трудоспособность, правильный подход к человеку, и методика преподавания. Причем последнее, одно из самых важных. Исходя их собственного опыта, и опыта старых мастеров я заметил, что только при строго соблюдении методики тренировок, занимающиеся получают одинаковый результат, который и описывается в трактатах. Так же надо отметить, что при подобной методики обучения у людей, которые уже имеют длительный опыт занятий, и у людей с меньшим опытом, результат получается одинаковый. Да, осознание, у них приходит по разному, но результат на лицо, то есть, люди видят, что им дают все без обмана, на простом доходчивом языке, при котором получается искомый результат. А лично для меня, в о всем этом главное то, что у них выправляется здоровье, при том, что проблемы они приобрели, занимаясь в тех или иных школах.
Если же переходить на практику, на туйшоу, на чин на или цин на, это одно и тоже, то отмечается следующие., что люди, идя от простого к сложному, начинают легко обыгрывать в туйшоу тех, с кем раньше приходилось потеть. И наоборот, люди. Которые были абсолютно уверены в своей правоте, приходя к нам, не понимали, почему их навыки и техники, по отношению к нам, не работают. Причем как в области просто туйшоу, так и в области реального боя, т е драки.
На сегодняшний день пришло четкое осознание и понимание, как, и за счет чего. Работают те, или иные принципы, как в тайцзицюань, так и в цигун. На сегодняшний день всё эзотерические выражения могу объяснить на простом доходчивом русском языке. Причем. И показать, как это все строится и работает. И вновь пришедший может в этом практически с первых дней занятий убедиться. Да, это будет как бы случайность, но при ежедневных занятиях этот навык станет. Как и написано в трактатах, естественным. Естественной привычкой, а впоследствии, просто инстинктом, который будет вам давать здоровье, а при случае поможет в тяжелую минуту для самообороны.
Дорогу осилит идущий!!!
11.11.2019год
Комментарии