Тайцзицюань стиля Ян
Путь совершенства беcконечен. Дорогу осилит идущий. Я знаю, что я ничего не знаю.

Монолит конструкции

Монолит конструкции. Связь его с усилиями

Итак, оговоримся сразу, что многие высказывания тех или иных Мастеров и мысли, которые будут приведены ниже, могли быть кем-то и когда-то так или иначе услышаны. Это говорит о том, что в принципе все так или иначе говорят об одном и том же.
Мы предпримем попытку в более доходчивом для нас европейцев языке, что-то объяснить. Возьмём для примера высказывание одного из мастеров о том, что наше тело в работе Тайцзицюань применяет принципы пяти луков. принципы пяти луков это две руки, две ноги и тело. Для понимания монолита конструкции за основу возьмём этот принцип.

Для рассмотрения и понимания возьмём любой из луков. Например, лук ноги. Что такое лук ноги? Это - три подвижные точки или суставные сумки, которые при разумной работе с ними дают тот или иной эффект. Мы знаем, что обыкновенный лук для стрельбы тоже между собой соединяют три точки - две крайние точки, к которым привязывается тетива и центральная точка, откуда вылетает стрела. Выстрел происходит за счёт того, что, отпустив две крайние точки, которые натягивает тетива, мы получаем разгибание в центральной точке, то есть снятие усилия, которое там было. Попробуйте это применить к своей ноге.

В большинстве случаев у занимающихся происходит обратное. То есть, центральная точка лука ноги вместо го, чтобы выпустить усилие (освободиться от нагрузки), испытывает ещё более жёсткое воздействие нагрузки. Возникает вопрос - почему?

Стандартное нарушение и ошибка кроется в большинстве случаев в применении техники, обозначающейся словом "расслабление". Что делает человек в этом случае? Он расслабляет в прямом смысле голеностопный и тазобедренный сустав и те связки, которые их держат. В результате чего вся тяжесть тела попадает на колени. Что в свою очередь приводит к болезням и не даёт возможности правильно познать технику.

Всё вышесказанное аналогично относится и к луку руки.

Чуть-чуть поподробнее остановимся на луке тела. Лук тела создаётся чуть-чуть по другой схеме. Лук тела привязывает к себе два вышеперечисленных лука. Соединив правильно пять вышеперечисленных луков, мы получаем монолит конструкции.

Похожая схема есть у мастеров, которые говорят, что в нашем теле существует девять жемчужин, связанных между собой. и, если мы потянем за одну жемчужину, сработают все девять. Это и есть монолит конструкции. В обоих этих примерах говорится об одном и том же.

Теперь что касается лука тела. В нём, в отличие, от лука рук и ног, три эти точки расположены несколько по-другому. Построение лука тела можно рассматривать как выстраивание вертикальной линии, соединяющей три кольца (плечевое, поясничное и ягодичное). Можно рассматривать как выстраивание позвоночной дуги, которая работает по принципу пружины и на которой расположены центры усилий.

Остановимся чуть поподробнее на этой теме. В одном из трактатов точка усилий расположена в области левой лопатки. между лопаткой и позвоночником. Грубо можно ориентироваться на центр груди. Исходя из понимания монолита конструкции, включения позвоночника и создания пружины, можно создать точку усилия в области точки минмэн (то есть проекция пупка на линию талии сзади). Аналогично можно создать это усилие как в районе самого копчика ( семи позвонков, связанных воедино), так и в районе ниже самого копчика (что называется центром тяжести).

С моей точки зрения это и есть разница определённых школ.

Если мы берём за основу изучение стиля техники Ян, то там говорится, что движение должно начаться из пятки и закончиться в кончиках пальцев рук. Исходя из того, что ученик плюс-минус освоил понятие девяти жемчужин или пяти луков и в конечном итоге, монолита конструкции, мы можем начать говорить о понимании, как усилие будет начинать выходить из пятки ноги и доходить до кончиков пальцев рук. Для этого нужно, хотя бы в общих чертах, разобраться с понятием "нижний Дан тянь" и как за счёт него можно добиться понимания создания и траектории движения усилий. Например, Пэн или Люй.