Схема занятий в изучении Тайцзицюань.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
В настоящий момент, основываясь на долголетнем опыте своей работы, общаясь с людьми, которые долго и плодотворно тоже работали в этом же направлении, учитывая пожелания людей, с которыми мы разговаривали по вопросам выстраивания процесса тренировок. Появилась следующая схема тренировок.
Нужно отметить. Что похожие схему существуют в некоторых школах в Китае. И то, это старые направления. Просто мы хотели бы более подробно остановиться на ряде вопросов. Которые. Как нам, кажется, не достаточно освещены. А отсюда и идет другое понимание и наработки ряда фундаментальных вещей, имеющих отношение к Тайцзицюань.
Сразу оговоримся. Что это было получено как за счет собственного опыта, в собственных тренировках, в работе с людьми, там и у старых школ мастеров, где то через осознание. Прочитанного и увиденного, где то из общения с людьми. Которые высказывали свои мысли и пожелания, что бы они хотели увидеть в занятиях с ними. И так:
Схема занятий и последовательность наработки фундаментальных вещей на начальной стадии изучения Тайцзицюань.
Основы.
В данном разделе нужно разобрать следующие моменты:
Как относительно правильно поставить тело, что такое монолит конструкции. Как и для чего он создается.
Разбор положения рук и ног, т е, как и за счет чего работают руки и ноги, отдельно разобрать работу рук, как и почему появляется так называемое расслабление плеч. Как правильно работает запястное усилие, как и за счет чего создаются плечевое и локтевое усилие.
Разбор положения и работы ног: постановка ног в положении на месте. Как и за счет чего работают ноги как в положении на месте. Так и в положении шагов. Разобрать хотя бы общее положение. Как и за счет чего передается движение по ногам с низу вверх.
Корпус
Разбор понятия подвешенная, пустая и пр выражения макушка. Дать четкое понимание. Как. И за счет чего выстраивается и работает это понятие. Лучше это называть шейное усилие.
Разобрать постановку положения и работы позвоночника. В этом разделе надо уделить внимание тому, как сделать движение позвоночника подвижным и эластичным. Как по позвоночнику, и за счет чего передается движение в заданном направлении.
Разбор понятия поясница. Эта область требует особого внимания. Так как в большинстве школ этому разделу хоть и уделяется внимание. Но все оно сводиться только к банальной фразе расслабьте или выпрямите поясницу.
Здесь нужно дать четкое понимание, как и за счет чего происходит связь поясницей верха и низа, что кроется за пониманием, расслабьте или выпрямите поясницу, ЧТО ЭТО ТАКОЕ поясничный отдел. Как он работает, как добиться. Этой работоспособности, и многое другое.
Это если очень коротко об основах.
Общие принципы.
В этом разделе, идя поэтапно нужно, четко поставить связи, без которых нет смысла изучать Тайцзицюань. Как воинскую дисциплину. Так и как оздоровительную.
Если мы возьмем за точку отсчета то, что были хоть как то пройдены все, выше изложенные моменты, то следующие положения будут выглядеть таким образом.
Изучение всех основных тринадцати позиций: четкая постановка. Как и за счет чего выстраивается. Так или иная форменная позиция. Как она работает в положении на месте и в шагах. Уже на этом этапе люди будут получать общее понятия, как и за счет чего создаются и работают усилия.
Разбор переходов от одной позиции к другой. Как и за счет чего. Как и за счет чего работает и создается такое понятие как шар, за счет которого в основном и строятся все переходы и связки.
Разбор и понимание, как и за счет чего создаются и работают, хотя бы два основных усилия, на пример пен и люй. Такие усилия как усилие плеча, локтя и ань, можно давать в общих чертах на этапе изучения работы поясницы, работы рук и ног. В разделе изучения усилий нужно обращать особое внимание на то, что бы все предыдущие этапы были достаточно хорошо освоены. Иначе понятия усилия вам не будут даваться, как в общем понимании, так и конкретно в исполнении. На этапе применения усилий в работе и изучении дисциплины туйшоу, что имело так же название липкие руки, надо понимать, что ваша задача не в том, чтобы друг друга перетолкать, или стоять столбом неподвижно, а в том, чтобы хотя бы научится слушать усилия. Как свои, так и противника.
Изучение формального комплекса.
Начнем с того. Что каждый вправе выбирать сам. Какой формальный комплекс себе выбирать. 24. 37 или длинную форму. Скажем только. Что в семействе Янов. Длинная форма была долгое время достоянием только их клана. Как не странно будет звучать, но толпе давали в основном коротко амплитудную форму, за которой сейчас все, почему то гоняются, считая, что через нее они познают Тайцзи. На мой взгляд, можно в общих чертах познать 24 формы, а потом переходить к длинной форме. Но право выбора остается за каждым.
Теперь что касаемо конкретно изучения. Любой комплекс. При изучении нужно разбивать так, чтобы на уроке вы разбирали одно максимум два движения. Почему? Один мастер сказал, во время занятий изучающий может осмыслить и понять одну, максимум две ошибки. Это правило ему тоже передал его учитель.
Исходя, из этого вы и даете и изучаете формальный комплекс. При разборе вам надо постоянно контролировать и прорабатывать все вышеперечисленное: положение тела, работу усилий и т д. если вы изучаете Тайцзи как боевой раздел, то вы и уделяете аспекту усилий особое внимание. Т е каждое ваше движение и переход, должны исполняться и работать как усилие. Если вы ставите задачей аспект оздоровления, то обращайте особое внимание на положение тела. Чтобы нигде не было чрезмерных напряжений. Чтобы вес тела не давил на колени. Что бы одно движение порождало другое, и тд. В работе по оздоровлению так же есть ряд вещей, на которые нужно обращать внимание, а то можно вместо здоровья получить, например заболевание коленей и пр. Все эти вещи как в боевом, так и в оздоровительном аспекте, проходятся последовательно и поэтапно. В обоих случаях следует уделять особое внимание стойкам. Особенно на начальном этапе изучения не нужно сажать ученика в очень низкие стойки. Это приводит к закрепощению. Низкие стойки, удел спорта, когда вы поймете, как и за счет чего снимается вес, тогда можете для себя и пониже садиться.
При изучении формального комплекса во время переходов от одной позиции к другой, есть положение, которое именуется откат. Есть два положения, вы можете изучать переходы из стойки в стойку, как с откатом, так и без него. Полезно знать и то и другое. Для здоровья лучше делать с откатом. Это дает вам возможность более спокойной работы и плавно переходить от одного к другому. Для практиков, с моей точки зрения лучше делать без отката, так как это позволит вам наработать правильное понимание усилий, и в применении вы не будете убегать от движения.
Конечно, все индивидуально, но все, вышеизложенное, было получено практикой. И наработано не за один год. Даже в этой схеме есть целый ряд более подробных вещей, требующих особого внимания. А главное времени. Для проработки. К сожалению, понятно, что современный ритм жизни, не дает нам столько времени и возможностей, для столь глубокого изучения. Но это уже дело каждого. Что когда и сколько. Желаю всем достичь поставленной перед собой цели, и главное ЗДОРОВЬЯ!!!
Рен Чанг Хан.
Комментарии